General
Чупрынин А.А., Середа Н.В.
Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова
ИНТЕРАКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, ИНТЕГРИРОВАННАЯ В ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В условиях современной стратегии развития педагогического процесса высшего образования постоянно возрастает роль преподавателя, как непосредственного участника процесса обучения, и носителя его форм. При существующем многообразии технологий обучения, выбор их реализации ложится на преподавателя [1].
При этом большинство элементов обучения реализуют пассивные формы обучения. Для развития практических навыков желательно более активное вовлечение студента в учебный процесс как полноправного участника. С внедрением в учебный процесс инновационных технологий, преподаватель активно принимает на себя функции консультанта и советчика. В такой ситуации перспективным представляется сочетание обучения «один ко многим» (проведение аудиторных занятий) и «один к одному» (онлайн-консультации) [2-3].
Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии ВУЗа зачастую вообще не зависят формы обучения (дневная, заочная или удаленная). В настоящее время учебный материал и его дидактические составляющие принято оформлены в формализованном виде. При этом, не имеет существенного значения, как подаются эти знания: или в соответственно оснащенной аудитории, или находящемся за ее пределами студентам. Таким образом, инновационным подходом в организации высшего технического образования является внедрение элементов дистанционного обучения в группы с дневным обучением.
Одним из перспективных направлений является проведение виртуальных лабораторных работ. Это способствует рациональному использованию времени, как преподавателей, так и студентов. А также привлечение студентов к процессу обучения [1].
Введение дистанционных технологий в образовательный процесс, в частности, по техническим дисциплинам, позволяет модернизировать используемую измерительную лабораторную базу и повысить функциональность и качество лабораторных практикумов, предоставить доступ к реальному оборудованию из любой географической точки, а также обеспечить доступ к оборудованию других вузов и промышленных предприятий.
Участие в активном дистанционном эксперименте позволяет значительно повысить технологичность преподавания и эффективность организации самостоятельной учебной работы студента, стимулирует творческий подход к получению знаний и успешного усвоения курса. Кроме того, виртуальные работы не требуют существенных финансовых затрат на их проведение. И при этом являются более гибким инструментом для обучения студентов. При изменении программы обучения не требуется замена, установка и налаживание дорогостоящего оборудования. И содержание лабораторных работ можно гибко изменять для их естественного вхождения в общий дистанционный курс.
Логическая связь компактных и качественных материалов, четкая постановка задач и целей обучения на каждом этапе помогает студентам увидеть свое продвижение в курсе от модуля к модулю. Необходимо создавать условия, чтобы студент стал активным участником учебного процесса. В этом плане виртуальные лабораторные работы представляют большие возможности.
Другим путем внедрения элементов дистанционного обучения является постоянное взаимодействие обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя самообучение. Для чего характерен мультимедиа подход, когда при помощи различных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видео-материалы, круглосуточно доступны обучающимся.
Кроме того, перспективными представляются методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем (обучение «один к одному»). Эти методы реализуются в основном в виде он-лайн консультаций, использование соответствующих форумов позволяет вынести наиболее востребованные темы на всеобщее обсуждение и расширить их формат до «один к многим».
С учетом вышеописанного, можно утверждать, что при планировании и разработке учебных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога изложение учебного материала, практика и обратная связь, должны предусматривать различные формы реализации, как очные, так и заочные. В этом и заключается разработанный и реализованный подход к использованию элементов дистанционного обучения в очной форме.
Список использованных источников
- Середа Н. В. Структурно-логічні схеми у дистанційному навчанні студентів / Н. В. Середа, О. О. Чупринін // Змішане навчання у реформуванні освітньої моделі. Збірник тез доповідей Всеукраїнського науково-методичного семінару з елементами вебінару / Харківський торгівельно-економічний інститут КНТЕУ. – Харків: РВВ ХТЕІ КНТЕУ, 2018. – с. 45-46.
- Салахова А. Ш., Козлов В. А. Организация и методика проведения дистанционных лабораторных работ по общепрофессиональным техническим дисциплинам // Открытое образование. – 2014. – № 5. – С. 74–79.
- Салахова А. Ш., Евдокимов Ю. К. Экспериментальное исследование и имитационная модель динамики системы дистанционного управления экспериментом в многопользовательском режиме // Нелинейный мир. – 2011. – Т. 9. – № 8. – С. 507–515.